Брянские мамочки и папочки
Новые статьи
Популярные статьи

      

Развитие ребенка

Участник
Вероника Вл.
Сообщений: 71
2 дня назад
5 признаков опасного мультика

Психика ребенка – это зеркало, которое отображает события, происходящие в его жизни. И поскольку мультики – важная составляющая его маленького мира, то именно мультфильмы зачастую влияют на психику ребенка, заставляя малыша путать реальность с фантазией.

Поэтому безопасный, на первый взгляд, способ времяпрепровождения играет важнейшую роль в развитии и воспитании вашего чада.

Так что родителям стоит с особой тщательностью подбирать мультики для малыша. По каким же критериям можно определить, что тот или иной мультфильм будет оказывать на развитие ребенка пагубное влияние?

Признак 1. Дисгармония цветовой гаммы
Если картинка в мультике перенасыщена яркой цветовой гаммой, то каждый раза после его просмотра ребенок будет перевозбужден и чрезмерно агрессивен. «Правильный» мультик должен быть нарисован в 3-4 основных цветах. Остальные же оттенки будут лишь дополнениями – и они обязательно должны представлять собой нейтральную, пастельную гамму. Также в мультике не должны присутствовать равноценные яркие цвета из одной палитры. Например, алый и ярко-розовый, салатный и бирюзовый.

Признак 2. Отсутствуют монологи
Психологи предупреждают: герои в мультиках не должны общаться исключительно друг с другом. Главные герои обязательно должны произносить мысли вслух – именно их монологи заставляют ребенка подключаться к событиям, мыслить вместе с любимым медвежонком или зайчиком. Такие мультики стимулируют ребенка к принятию правильных, а главное – самостоятельных решений.

Признак 3. Озвучка одним голосом
Монотонность диалогов героев мультика снижает эмоциональность малыша. Если ребенок часто смотрит «пиратские» мультики плохого качества (а именно в них всегда отсутствует многоголосье), то у малыша снижается интерес к общению, он принимает однообразную модель поведения.

Признак 4. Плохие герои остаются безнаказанными
Мультики должны прививать ребенку чувство такта, хороших манер, стимулировать его делать добрые поступки. Если же в мультике плохих героев никто не наказывает – у малыша появляется стойкое чувство вседозволенности. Ребенок не осознает, что добро побеждает зло и начинает думать, что быть злым – правильно.

Признак 5. Мультик перенасыщен трюками
Если главные герои в мультике то и делают, что получают физически увечья, но при этом выглядят всегда целыми и невредимыми, то ребенок начинает думать, что драки и опасные трюки совсем безопасны. Малыш теряет инстинкт самосохранения, совершая экстремальные и необдуманные поступки.


#развитие_ЕММДобавлено спустя 3 минуты30 упражнений для развития речи

Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее
ребёнок (В. А. Сухомлинский)

Начинать заниматься с малышом можно уже с двухмесячного возраста.
Поглаживания, похлопывания и разминание пальчиков
активизируют нервные окончания на ладошке -
это стимулирует работу речевого центра.

1. Почаще забавляйтесь с детьми игрой в пальчиковые игры
( «Сорока-белобока», «Ладушки» и др.).
2. Массируйте пальчики после каждого кормления или во время активно-
го бодрствования.
3. Давайте ребенку с 2 месяцев разные на ощупь предметы.
4. С 10 месяцев для развития моторики подойдут следующие игрушки: набор
складных матрешек, пирамидки. Параллельно позволяйте малышам переби-
рать крупные и мелкие предметы.
5. С года может присоединиться игра с мозаикой и конструктором.
6. С полутора лет развитие моторики у детей связано с застегиванием пуговиц,
завязыванием шнурков, умением завязывать и развязывать узлы.
7. Мелкую моторику хорошо развивают лепка, рисование, раскрашивание, вышивание, аппликация.
8. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире.
9. Очищать крутые яйца.
10. Чистить мандарины.
11. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
Отшелушивать пленку с жареных орехов.
12. Собирать с пола соринки. Собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы,
гвоздики, фасоль, бусинки).
13. Лепить из теста печенье.
15. Лепить из марципановой массы украшения к торту.
16. Открывать почтовый ящик ключом.
17. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А также разуваться и
раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки.
18. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
19. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
20. Вешать белье, используя прищепки (натянуть веревку для ребенка).
21. Помогать отвинчивать различные пробки: у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.
22. Помогать перебирать крупу.
23. Закрывать задвижки на дверях.
24. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение
обувь.
25. Собирать на даче или в лесу ягоды.
26. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
27. Вытирать пыль, ничего не упуская.
28. Включать и выключать свет.
29. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
30. Перелистывать страницы книги.

#развитие_ЕММ
Администратор
Кассандра
Сообщений: 5277
Брянск, Бежица
2 дня назад
Вероника Владимировна, спасибо за темку!
Магистр
Валюшка
Сообщений: 1409
Брянск, Бежица
3 дня назад
ЕЩЁЁЁ!!!! a_yes2
""
Участник
Вероника Вл.
Сообщений: 71
2 дня назад
ЛЕВО И ПРАВО. КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ?

Многие скажут, что у маленького ребенка большой необходимости в применении понятий "верх-низ" и "право-лево" до выхода в "большой мир" нет. И будут совсем не правы.

Оказывается, пространственные представления служат основой, на которой выстраиваются высшие психические процессы - мышление, письмо, чтение, счет. И если учесть, что мозг дошколенка развивается очень динамично, то родителям стоит добавлять к каждому общению с малышом еще и небольшую познавательную нагрузку. Посему, знакомя кроху с понятиями "верх - низ - право - лево", мамы и папы ненавязчиво создают очень полезную "зону ближайшего развития", на которой успешно произрастают самые разнообразные знания и практические навыки. И чем раньше детка услышит и пощупает их своим мышлением, тем быстрее и крепче усвоит и будет успешнее применять их на практике.

Для того чтобы помочь маленькому человечку узнать пространственные элементы, где право, где лево, нужно учитывать особенности его восприятия и мышления. До трех лет малыш воспринимает только то, что видит и осязает непосредственно. При этом внимание непоседы неустойчиво, переключение с объекта на объект происходит хаотично, многократно возвращаясь к одному и тому же. Результат "исследований" окружающего пространства его интересует мало: то, что необходимо, ему и так дадут.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ. ЗНАКОМИМСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

У ребенка отсутствует мотивация достижения конкретных целей. Карапузу гораздо более интересен сам процесс знакомства с окружающим миром. Поэтому, как минимум, бесполезно ругать малыша за бесцельное, на ваш взгляд, околачивание возле знакомых объектов во время ежедневных прогулок. Ибо кроха нарабатывает банк чувственных образов, который позже послужит базой для освоения мышления и речи.

Память детки до двух лет ассоциативна, то есть возможность что-либо вспомнить основана на способности узнать объект, вызвавший яркую эмоциональную реакцию. И только к трем годам начинает формироваться конкретная память, дающая способность описать словами события, заново их переживая. Выводы из вышеперечисленного таковы:

* познаем пространство играя, постоянно вовлекая карапуза в процесс познания (при этом не рекомендуется начинать игру в месте незнакомом малышу);

* во время игры провоцируем у крохи появление положительных эмоций и сразу же пресекаем игровые занятия, как только они начинают утомлять;

* многократно вводим незамысловатые пространственные обозначения в ежедневные ритуалы (умывание, принятие пищи, прогулки и так далее).

УЗНАЕМ И ЗНАЕМ
Первая ось, существование которой становится понятным малышу, как только он начал ходить, - вертикальная. Если Ваш карапуз уверенно может пересечь комнату, не опускаясь на четвереньки , значит "верх" и "низ" для него уже практически освоены. Теперь осталось только ввести эти понятия в его речь: "Смотри, солнышко, ножки внизу, а головушка вверху" или "Вставай на ножки, поднимайся вверх. Садись, потихонечку опускайся вниз". К полутора годам малыш начинает покорять диваны и стулья, самостоятельно пытаясь на них забраться. Вот Вам и повод для произнесение слов "вверх" и "вниз".

Не обязательно искусственно создавать обучающую ситуацию - для начала достаточно включения взрослого в спонтанные действия ребенка. Например, маленький верхолаз пытается спуститься со стула, держась ручками за спинку стула, а ножкой нащупывая пол. Обязательно озвучьте инструктаж: " Ручкой возьмись ниже - тогда ножка достанет до пола". Аналогично можно использовать обратную ситуацию, когда малыш пытается взобраться на диван или стул: "Подними ручки вверх, еще выше, теперь подними вверх ножку".

Не забывайте, что все виды лестниц и ступенек также "поработают" в освоении тренажерами для подъема вверх и спуска вниз (естественно, под бдительным присмотром родителей - телохранителей).

РУЧКИ, НОЖКИ -НА СТАРТ! "Лево - право" игра

Ближе к двум годам карапуз уверенно осваивает такой важный инструмент, как ложка. Это означает, что пришло время называть руки "правая" и "левая". С этого ориентационного "приручения" и начинается телесное осознание где лево, где право, которое позже перекочует в мышление и будет работать на логические процессы анализа, синтеза и сравнения. Как малышу легче запомнить "имена" своих ручек? Конечно, самый лучший вариант - посредством игр.

1. Повяжите на левую руку крохи лоскуток ткани, а на правую - тесемочку (при этом несколько раз поясните, какая отметка на какой ручке разместилась). Затем поиграйте в игру "Покажи нужную руку": попросите кроху поднять вверх то правую, то левую руку. Через какое-то время поменяйтесь ролями.

2. Налейте в две плоских тарелки гуашевую краску контрастных цветов, попросите малыша обмакнуть руку в краску и сделать на большом листе бумаги отпечаток правой ручки, потом левой.

3. Можно прибегнуть к живописным тренировкам: пусть ребенок нарисует что-то правой ручкой, а рядом то же самое левой. Одна из ручек малыша будет менее послушной, вторая же, наоборот, выполнит практически все команды. Кстати, это будет очень потешно, особенно, если к "оберучному" рисованию подключится и мама.

4. Дайте малышу мячик и попросите бросить его Вам правой или левой рукой. Поймали? Озвучьте, какой рукой поймали, какой рукой собираетесь бросить крохе. Ножки нужно начинать называть позже, когда полностью освоены верхние конечности, чтобы не запутать малыша. Ребенку, освоившему ручную грамоту, предложите прикоснуться правой рукой к правой ножке, а левой - к левой.

Надевание одежды и обуви - это еще одна ежедневная практика определения где лево и право. Как только малыш начинает предпринимать попытки одеться самостоятельно, ему можно подсказывать, например: "Правую ручку - в правый рукавчик, а левую ручку - в левый. Готово?"

Следует помнить, что понятия "спереди" и "сзади" усваиваются последними, не раньше трех лет. Но и в этом случае процесс одевания сыграет важную роль.

ПЕРВЫЕ УРОКИ

Можно поставить в ряд несколько игрушек, машинок, вагончиков, солдатиков и определить, кто стоит справа, слева, кто спереди, а кто сзади. Играйте в догонялки. Это тоже отличное упражнение по ориентированию в пространстве. Сопровождайте бегалки словами: "Я бегу за тобой, а ты - впереди. Теперь я буду бежать впереди, а ты - сзади!" Малыши с большим удовольствием помогают сервировать стол. Не упускайте такую возможность потренироваться - отмечайте, что ставите чашечку перед тарелкой, а вилочку, ложечку и ножик кладете справа и слева.

УЧЕБА С НАСТРОЕНИЕМ

Склонность детей к подражанию - ваш помощник в их развитии и воспитании. Уборка в квартире, прогулка в парке - всюду, где вы вместе, используйте возможность назвать и показать, что Вы делаете и какой рукой. Что Вы перемещаете вверх, вниз, вправо, влево. При этом помните, что ребенок развивается "во все стороны", в каждой игре включаются все его чувства и способности.

Ближе к трем годам уже можно организовывать ориентационные игры в ВИДЕ ВЕСЕЛЫХ УРОКОВ

* Поставьте два стула, на каждый положите три - четыре одинаковых предмета и один-два разных. Попросите ребенка найти и указать отличия, называя при этом стулья: правый стул и левый стул.

* Пусть малыш, стоя посреди комнаты с закрытыми глазами попробует определить с какой стороны находится диван, а с какой - стол, где расположено окно.

* Предложите крохе рассказать игрушке маршрут ее возвращения в импровизированный домик, подсказывая направления передвижения.

* Есть возможность привлечь в игре еще одного - двух участников - пусть походят паровозиком по квартире или по двору, попутно рассказывая, что находится справа, слева, поворачивая паровоз по команде машиниста, роль которого с удовольствием исполнит Ваш малыш.

* Показывая рисунки в книжках, объясняйте, что где расположено, где лево, где право. Например: "Видишь зайка - в левом нижнем углу под кустом сидит, а с правой стороны - мишка. " .

* Позже переходите к раскрашиванию симметричных картинок. Предложите крохе зарисовать одежду клоуна, мячик, листочки. В общем не важно, что именно, главное - чтобы малыш каждую половинку раскрашивал в нужный цвет.

"РаЗвИвАлОчКа! РаЗвИвАйСя С нАмИ,рАзВиВаЙсЯ с МаМоЙ!"
Администратор
Кассандра
Сообщений: 5277
Брянск, Бежица
2 дня назад
Отлично пошла темка) Очень полезно!
Участник
Вероника Вл.
Сообщений: 71
2 дня назад
Будем продолжать!!!!)))
Магистр
Валюшка
Сообщений: 1409
Брянск, Бежица
3 дня назад
Оч. полезно. Мне бы занятия для карапуза месяцев 3х -4х и старшему 6 лет. Есть ли определенные упражнения например для внимания.
""
Участник
Вероника Вл.
Сообщений: 71
2 дня назад
ФОРМИРУЕМ ПРАВИЛЬНЫЙ ЗАХВАТ
Маленькие хитрости

Прежде чем показывать малышу, как писать буквы, нужно научить его правильно держать в руке то, чем он будет это делать, – кapaндаш, ручку, фломастер. Начинать можно с 2–2,5 лет, когда ребенок уже может фиксировать и запоминать правильное положение руки. Есть несколько простых и эффективных способов, которые позволяют малышу освоить правильное положение пальцев и кисти руки для дальнейшего письма.

• Первый – специально разработанные насадки на карандаши. Благодаря им взять карандаш неправильно просто невозможно! Такие «тренажеры» есть как для правшей, так и для левшей. Подобные насадки можно найти различной расцветки и в форме животных или мультгероев.

• Второй – упражнения. Например, попросите ребенку безымянным пальцем и мизинцем зажать салфетку, а свободными пальцами взять карандаш – правильный захват образуется естественным способом. Вариант для самых маленьких: предложите крохе «уложить» карандаш спать. Что делаем? Кладем карандаш в «кроватку» – на средний пальчик, под голову «подушечку» – указательный, а сверху «одеялко» – большой пальчик.

• Третий – использование трехгранных ручек и карандашей, которые благодаря своей форме позволяют детским пальцам принять естественное и правильное положение (обхватить карандаш с трех сторон). Если говорить о толщине карандаша, то, чем младше ребенок, тем толще должен быть карандаш. Навык письма только-только начинает формироваться, и удержать тонкий стержень (а тем более манипулировать им) гораздо сложнее.
___________________________________
Журнал для малышей «Сказка на ночь»
Участник
Вероника Вл.
Сообщений: 71
2 дня назад
ЗАМЕЧАНИЯ РЕБЕНКУ: КАК ПРАВИЛЬНО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ОНИ БЫЛИ УСЛЫШАНЫ?

Знаете ли вы, что в течение дня среднестатистический ребенок слышит в свой адрес примерно 432 негативных суждения и всего лишь 32 позитивных? (Исследования Ричарда Кволса «Как изменить поведение ребёнка»)


Представьте, что в вашем доме были бы установлены скрытые камеры и вам нужно было бы постоянно контролировать, что вы говорите. Как вы думаете, сколько раз в день вы бы ловили себя на словах: «Нет», «Не делай этого», «Прекрати», «Перестань», «Не лезь», «Не трогай» и т.д.? Слова-команды «Прекрати» и «Не далей этого» и тому подобные создают целый ряд проблем для маленьких детей. Давайте посмотрим, почему так получается.
Почему дети не понимают наших замечаний?

Замечания, которые начинаются с частицы «Не» требуют от ребёнка двойного осмысления. Вначале он должен понять: «Что мама хочет, чтобы я НЕ ДЕЛАЛ и только затем ребёнок должен додумать сам «Что она хочет, чтобы я ДЕЛАЛ» Это может быть довольно сложно и запутанно, особенно для маленьких детей. Гораздо проще для ребёнка, если он слышит от взрослого сразу же прямое указание или просьбу о том, что ему следует делать (вместо того, что НЕ следует делать).

Я не призываю вас совершенно отказаться от фраз, которые начинаются с частицы «Не» во время вашего общения с ребёнком. Просто постарайтесь сделать так, чтобы фраз со смыслом «Делай вот так и так» было значительно больше, чем фраз «Не делай вот так»

Примеры неудачных замечаний, которые ребёнок пропускает
«мимо ушей»

— Не кричи
— Не бегай
— Не трогай
— Не ври
— Не ходи грязный
— Не разбрасывай игрушки
— Не валяй дурака

Как правильно формулировать замечания?

Формулируйте свои фразы, обращённые к ребёнку, без частички «не», без отрицания. Используйте в самом начале вашей фразы глагол в повелительном наклонении, который объясняет ребёнку, что сейчас нужно сделать. Просто перефразируйте ваше обращение к ребёнку и из отрицания нежелательного действия сделайте призыв к желательному действую. На самом деле, это совсем не сложно.

Примеры правильно сформулированных замечаний

— Говори тихо» (вместо «Не кричи»)
— Сложи свои игрушки в коробку» (вместо «Не разбрасывай игрушки»)
— Помой ручки с мылом (вместо «Не ходи с грязными руками»)
— Давай подумаем, что тут можно сделать (вместо «Не ной!»)
— Расскажи мне, как было на самом деле (вместо «Не ври» )
— Пожалуйста, ходи по дому медленно и спокойно (вместо «Не бегай по дому»)
— Держи рот закрытым, когда жуёшь (вместо. «Не жуй с открытым ртом»)
— Положи ножик на стол, возьми вот этот, маленький

В этих примерах ребёнок чётко и ясно слышит, что ему нужно делать, что вы от него хотите. Ему проще следовать именно таким фразам, чем фразам, описывающим, что ему делать не нужно.

Старайтесь уменьшать количество замечаний с частицей «не» и чаще использовать глаголы, которые описывают желаемое поведение ребёнка. И вы очень скоро убедитесь в том, что это очень эффективно.

Автор: Екатерина Кес (Буслова), детский и семейный психолог
Участник
Вероника Вл.
Сообщений: 71
2 дня назад
С ЧЕГО НАЧАТЬ, ЕСЛИ У РЕБЕНКА ТРУДНОСТИ В УЧЕБЕ?

У многих детей появляются трудности во время учебы в школе. Один из самых острых вопросов, который мучает в этот момент родителей: «Что делать? Обращаться к специалистам за помощью или с возрастом всё решится и усвоится само?». И абсолютно понятно, откуда берутся такие сомнения:
Добавлено спустя 5 минутС одной стороны, в настоящее время есть множество специалистов, которые не только хотят заработать на страхах родителей, но также еще и отнимают время ребенка, которое он мог бы потратить с большей пользой
Добавлено спустя 7 минутА с другой, всегда есть опасения (и они полностью оправданы!), что если что-то упустить в развитии ребенка сейчас, то потом он останется один на один со своей проблемой и будет страдать в будущем.
В результате каждый родитель оказывается перед сложным выбором: как помочь ребенку с трудностями в обучении, не навредив ему при этом огромным количеством «пустых» дополнительных занятий и, по сути, ненужными увеличенными нагрузками?Добавлено спустя 7 минутНа самом деле, обращаться к специалистам в подавляющем большинстве случаев стоит. Но, чтобы избежать всех неблагоприятных последствий и лишней работы, нужно выбирать правильную стратегию. Самый главный и разумный принцип в этом вопросе - быть последовательными.Добавлено спустя 7 минутШаг 1.Везде и во всём есть основа. Кем бы вы ни были по профессии, наверняка вы можете вспомнить такие базовые знания и умения, без которых вы бы как специалист не состоялись. И отсутствие которых у других тоже автоматически говорит о том, что перед вами человек, совсем ничего не понимающий в этой области.
В случае развития ребенка основа всех его будущих успехов и достижений- организация работы его мозга. Поэтому начать надо именно с оценки эффективности его работы.
Выявить то, насколько правильно работает мозг, может врач (невролог), определив, в первую очередь, существуют ли какие-то структурные или функциональные нарушения. Компетентными в этом вопросе являются также специалисты - психофизиологи и нейропсихологи. Главное условие - обследующий вашего ребенка специалист должен использовать объективные методы визуализации работы мозга - томография или электроэнцефалограмма (ЭЭГ).Добавлено спустя 8 минутШаг 2. Если мозг вашего ребенка настроен правильно - тогда, при необходимости, имеет смысл обращаться за помощью к другим специалистам (в зависимости от характера трудностей, с которыми вы столкнулись) - логопедам, психологам, дефектологам и пр. Только в этом случае их коррекционные занятия будут максимально эффективны и займут гораздо меньше времени, чем обычно на это отводится. У ребенка будет значительно меньше преград и трудностей и все способности раскроются в наибольшей степени.Добавлено спустя 8 минутШаг3.И только заключительный этап помощи ребенку с учебой - педагоги и репетиторы, задача которых грамотно выстроить процесс обучения.

❗ Такая последовательность в решении любых проблем и трудностей вашего ребенка очень важна. В противном случае, педагогу становится практически невозможным донести знания и учебный материал, если у ребенка имеются существенные проблемы в поведении. Психологу потребуется гораздо больше времени для помощи и его работа будет не столь эффективна, если эти проблемы связаны, в первую очередь, с неправильной работой мозга и рассогласованием в работе физиологических систем организма. По этой причине как раз и получается зачастую так, что над решением проблемы бьются годами, не получая желаемого результата. Поэтому, в случае любых сомнений, двигаться стоит именно от пункта 1 к пункту 3, а не наоборот.
Магистр
Валюшка
Сообщений: 1409
Брянск, Бежица
3 дня назад
У нас есть проблемы с внимательностью. Пишет не внимательно, например просят через 2 клетки а мы то через 2 то через 1 кл. Или в обратную сторону пишет 5 . 6 Больше кричать ругаться стал. Не хочет делать - ленится. Ленится переодеться до конца. Или надеть что то еще кроме того что уже надевал
""
Участник
Вероника Вл.
Сообщений: 71
2 дня назад
Валюшка:

У нас есть проблемы с внимательностью. Пишет не внимательно, например просят через 2 клетки а мы то через 2 то через 1 кл. Или в обратную сторону пишет 5 . 6 Больше кричать ругаться стал. Не хочет делать - ленится. Ленится переодеться до конца. Или надеть что то еще кроме того что уже надевал

А играть в планшете/на компьютере, в "Лего" и пр., смотреть телевизор или делать что-то по своему интересу не лениться?
Магистр
Валюшка
Сообщений: 1409
Брянск, Бежица
3 дня назад
Нет это не ленится. С удовольствием играет. Мы конечно ограничиваем. 40 м в день планешет и то если не наказан. И вечером мультики не больше часу. Он лепит клеит лего мастерит. Но вот убрать носки до стиралки ленится. Еще ленится переодеть что то. Это ж опять снимать и надевать. Вот цифры пять и шесть он уже давно пишет то правильно то нет. Если на доске где нет клеточки то обязательно ошибется, в клеточках еще раз- на раз.
""
Участник
Вероника Вл.
Сообщений: 71
2 дня назад
Разница между зонами актуального и ближайшего развития ребенка.

Зона актуального развития – это психические функции, умения и навыки ребенка, которые УЖЕ сформировались, созрели, ребенок выполняет задачи, связанные с этими умениями и навыками без помощи взрослых.
Например, ребенок самостоятельно расстегивает липучки, оттягивает язычок и снимает зимнюю обувь.

В зоне ближайшего развития решаются задачи, которые ребенок самостоятельно выполняет еще не уверенно и ему требуется помощь. Те задачи, которые дети делают сегодня с нашей помощью – завтра будут делать сами, это уже станет актуальным развитием. Возьмем тот же пример с зимней обувью на липучках: ребенок может расстегнуть липучки, но чтобы расправить язычок и стянуть ботинки, ему требуется небольшая помощь взрослого.

Каждое действие, для которого ребенку приходится напрягаться умственно или физически, подстегивает его развитие. И это очень важно понимать! Именно здесь происходит таинство развития: только тогда, когда он учится чему-то новому для себя!

Представим две ситуации:

1. Мама привела трехлетнюю Марину в детский клуб. Возле клубной сцены стояло несколько высоких стульев – таких, какие обычно бывают в барах. На один из них пытался залезть мальчик. Его мама стояла рядом и страховала, чтобы не упал, подсказывая, куда нужно ставить ножку. Марина взяла маму за руку, повела ее к стулу и подняла руки. Мама послушно подняла девочку и усадила на стул.

2. Папа привез из командировки супер-модную детскую электронную игру. На коробочке было написано «с 3 лет». Но папа точно знает, что его сын Гоша талантлив. И потому в неполных два года запросто может играть с этим по-детски примитивным компьютером. Но папа был разочарован. Больше всего Гоше понравилась коробка из-под супер-игры. С ней и с любимыми кубиками сын играл увлеченно, создавая гараж для старенькой машинки. А вот объяснений папы об интересной игрушке слушать не захотел.

Мама мальчика из первой истории действовала в зоне ближайшего развития: помогала ему сделать это самому. Мама Марины не попыталась помочь девочке залезть на стул. Она сделала это ЗА НЕЕ, а не ВМЕСТЕ С НЕЙ. Поэтому нельзя сказать, что у Марины в зоне ближайшего развития – способность самостоятельно взобраться на стул.

Папа Гоши, несколько идеализировал способности сына. В зоне актуального развития Гоши – оказалась игра с кубиками, сюжетные постройки (ему для этого не нужна помощь папы). А то, что он не проявил никакого интереса к электронной игре и не воспользовался помощью папы, говорит лишь о том, что эта игра не лежит в зоне его ближайшего развития.

Зона ближайшего развития – это то, что сегодня ребенок не умеет делать, но охотно делает с нашей помощью. А завтра не захочет, чтоб ему помогали: то, что сегодня актуально для развития ребенка – уже не требует нашей помощи.

"Сенсорный подход в развитии и обучении детей"
Перейти на форум:
Быстрый ответ
Чтобы писать на форуме, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь.