Брянские мамочки и папочки
Новые статьи
Популярные статьи

      

Разделы статей
Календарь

<<< октябрь 2018 >>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
       

От первой бани до креста

12 февраля 2010 - Веренея

От первой бани до креста


У наших далеких предков с момента рождения маленький человечек попадал в разумно организованный мир, где ждали его прихода. В этом мире все идет своим чередом, все имеет значение и соединяется в единую систему.

 

Встреча с миром


Новорожденный еще связан с матерью пуповиной, а над ним уже совершается первое ритуальное действие - перевязывание пуповины. Обычно это делали ниткой, а порой и с помощью материнского волоса. Считалось, что тем самым повитуха «привязывает» ребенка к маме. Потом пуповину, переставшую пульсировать, обрезали. Причем если родился мальчик, это делали на «мужском» предмете — топоре, а если девочка — на женском, например, на прялке. Сей ритуал символизировал первое знакомство малыша с настоящим, взрослым инструментом, который впоследствии ему неоднократно придется держать в руках.

После этого повитуха брала новорожденного и разглаживала ему ручки, ножки, животик, «правила» головку. По всей вероятности, это был аналог популярной ныне бэби-йоги, которую практикуют во время домашних родов. Такой массаж должен был обеспечить хорошее сложение и красоту малыша.
Если ребенок родился слабеньким, повитуха укладывала его на широкую деревянную лопату и отправляла... в печь. Не пугайтесь, этот обряд не имел ничего общего со сбрасыванием болезненных младенцев со скалы, бытовавшим в древней Спарте. На лопате, с помощью которой обычно ставили в печь хлеб, новорожденного трижды помещали под печную заслонку, на самый слабый жар. Таким способом ребенка как бы «допекали», чтобы он стал более сильным, здоровым и красивым. Дело в том, что материнская утроба представлялась нашим предкам неким подобием печи (из печи так же вынимают хлеб, как из утробы - дитя). И считалось, что если крохе не удалось как следует «пропечься» в глубине материнского тела, его нужно «допечь» в настоящей печке.

 

Мыла бабушка не для хитрости


Потом младенца следовало обмыть. Это была не просто гигиеническая процедура, с ней тоже связано множество ритуальных действий. И первое омовение, и последующие, вплоть до крещения, должны были смыть с малыша    всевозможные болезни и некую печать иного мира, из которого он пришел, а также уберечь от сглаза.

Первое   омовение матери и ребенка обычно совершалось в бане. Новоиспеченной маме повитуха делала, выражаясь современным языком, послеродовый массаж: поправляла золотник (матку), ставила на место органы, сместившиеся во время беременности и родов(примерно тем же самым занимаются сегодня врачи-остеопаты). Затем повитуха садилась на полок, клала новорожденного себе на вытянутые ноги и поливала особой водой. Эта вода готовилась заранее, в нее добавляли соль - «от всякой болезни и нечисти», вымачивали яйцо - «чтобы ребенок был белым и чистым», бросали серебряную монету - «чтобы он был богатым». При этом бабка приговаривала:


Мыла бабушка не для хитрости,
не для мудрости,
Мыла ради доброго здоровьица,
Смывала причище, урочище, призорище (разные виды сглаза).
Водушка текуча, Анюшка ростуча,
Водушка в землю, Анюшка кверху.

 

После этого воду, которой мыли ребенка, выливали за пределы избы на тот угол, где в доме висят иконы. Считалось, что чем выше выплеснут воду, тем выше вырастет ребенок.

 

Пеленами  повиваю


Как вы думаете, почему повитуху так назвали? Оказывается, в связи с еще одним важным действием, которое совершалось с новорожденным младенцем - свиванием в пеленки. Повивальник (или свивальник) - это широкая тесьма, которой малыша обертывали поверх пеленок, чтобы ручки и ножки лежали ровно. Кстати, такой же корень у слова «повойник», «повой» — так назывался головной убор, которым обвивали голову замужние женщины.
А появившегося на свет ребенка положено было повивать не в пеленки, а в отцовскую рубаху. Причем не в свежевыстиранную, а в только что снятую с тела, хранящую родной запах. Считалось, что в этом случае отец будет сильнее любить свое чадо, а оно, в свою очередь, спокойнее спать. Кроме того, подобные обрядовые действия были обусловлены еще одной причиной: необходимо было «привязать» малыша к дому, семье, роду, установить прямую связь с родителями.

Между   прочим,   современные ученые подтверждают важность таких ритуалов. Не случайно психологи настаивают на том, что сразу после родов ребенок должен полежать у мамы на животе, услышать привычный стук ее сердца, сразу познакомиться с родителями и не разлучаться с ними в первые часы и дни своей жизни.

Современным детям в этом плане не повезло: вместо уютного уголка в родительской постели, где царят знакомые запахи и звуки, их встречает яркий свет и лязг медицинских инструментов, а потом новорожденных младенцев, испуганных и одиноких, отправляют в детское отделение, якобы для того, чтобы дать маме отдохнуть после родов. Впрочем, это тема для отдельной статьи.
Возвращаясь к знакомству ребенка с новым миром, следует упомянуть еще и такой факт. Запеленутого в отцовскую рубаху младенца повитуха поднимала к матице - балке поперек дома, на которую в деревенских избах опирается потолок и которая считается центральным и самым важным местом в доме. Это тоже делалось с целью «привязать» кроху к дому, где отныне ему предстояло жить.

 

Что делать с плацентой


Сейчас плаценту (иначе ее называют «детским местом» или «последом») роженица чаще всего оставляет в роддоме, не задумываясь о ее судьбе. А в народной традиции плаценте уделялось особое внимание. Ведь это та самая «лодочка», которая привезла малыша в наш мир. Ее следовало похоронить - зарыть в землю под избой, причем имело значение, как именно. Считалось, что если плаценту закопать пуповиной вниз, больше детей не будет. По другой версии, распространенной в Енисейской губернии, плаценту нельзя было закапывать пуповиной вниз, потому что в этом случае ребенок, которому она принадлежала, мог скоро умереть: пуповина как бы притянет его к земле. В Ярославской губернии существовал «безопасный» вариант контрацепции: на сороковой день после родов откопать плаценту и повернуть ее пуповиной вниз (считалось, что после этого женщина не будет беременеть). А одни мои знакомые закопали плаценту своей дочери под березкой, в лесочке, находящемся неподалеку от дома. И теперь, проходя мимо березки, они вспоминают о «волшебной лодочке» своей малышки.

Без рук, без ног,

во все стороны клонится


Знаете, что это такое? Правильный ответ — колыбель. Вещь абсолютно уникальная, с которой связана не одна сотня народных песен и примет. Колыбель могла иметь разную форму и делалась из разных материалов. В Центральной и Южной губерниях, а также в Сибири были популярны деревянные рамы, обтянутые холстом. По углам ввинчивались железные кольца, куда продевались веревки для подвешивания. Более распространенный вариант - сужающийся книзу деревянный ящик, к стенкам которого крепились ивовые дужки для подвешивания (лучки). Порой колыбель представляла собой корзину, сплетенную из дранки, лозы, лыка или соломы.

Однако в любом случае колыбель подвешивали, даже когда зыбку с младенцем брали с собой в поле или в лес. Отсюда выражение: «Детей на березе растить».

Колыбель крепилась на специальном шесте (зыбалке или очапе). Очап символизировал путь, по которому младенцы приходят в мир людей. В Новгородской губернии, если родители не желали больше иметь детей, с очапа не снимали кору и не обрубали сучки с красноречивой мотивировкой: по гладкому, как по маслу, так и полезут дети.

К колыбели привязывали веревку, которая заканчивалась петлей у самого пола. Мать продевала в петлю ногу и качала люльку:

А темную ж ты ноченьку не усыпала,
С колыбелюшки ножки не уймала.

 

Нельзя было качать пустую колыбель: это могло повлечь бессонницу, головную боль, проникновение в зыбку нечисти и даже смерть младенца. На первом году жизни ребенка укладывали в колыбель с обязательным благословением, чтобы «черт не подменил». С этой же целью в колыбель или под нее клали нож, ножницы, щетку, свиной хрящ, обмотанную куделью лучину. На стенках колыбельки вырезали или рисовали смолой крест или прикрепляли иконку.

Возможно,   наши   предки считали колыбель продолжением материнской утробы. Ведь существовала традиция в течение девяти месяцев туго пеленать ребенка, держать его в темноте и не показывать посторонним. Полог для колыбельки часто делали из материнского сарафана, который, как и прежде, закрывал малыша, изолировал его в уютном мирке.

 

Этапы большого пути


Народная традиция отмечала в жизни человека сакрально важные точки: «от первой бани до креста, от креста до венца, от венца до скончания века». Не случайно в самые важные моменты мы возвращаемся к истокам.

Так, на свадьбе было принято вспоминать о начале жизни удалого жениха или красавицы-невесты. На девичнике подружки невесты пели:


Сорок недель матушка
в утробе меня носила,
Тридцать недель матушка
в пелены пеленала,
Полтора года кормилица
к сердцу прижимала,
Полтретья года матушка
в зыбочке качала.


Также особыми обрядами и ритуалами сопровождались родины, крестины, первые шаги малыша.

Рейтинг: +1 Голосов: 1 1957 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий