Брянские мамочки и папочки
Новые статьи
Популярные статьи

          

Разделы статей
Календарь

<<< август 2018 >>>
ПнВтСрЧтПтСбВс
   
   

Музыкотерапия для крохи

3 апреля 2010 - Natila

Музыкотерапия для крохи

Знакомая многим картина: за окном ночь, а ваш малыш не спит, что-то его беспокоит, а вы не знаете – что и как ему помочь. Покачать на ручках – не помогает, помассировать дёсны или животик – тот же результат. И только лёжа рядом с вами, ваша кровиночка затихает и засыпает. Но ваша родительская мысль по-прежнему работает: что же так беспокоило ваше чадо? К какому врачу обратиться? какие таблетки-микстуры нужно завтра купить в аптеке? Не спешите в аптеку. Возможно, вашему малышу просто необходима ежедневная…музыкотерапия.

То, что музыка положительно воздействует не только на душу, но и на тело, замечали еще в древности. В средние века её использовали как наркоз, а чуть позже использовали как один из методов в лечении нервно-психических расстройств. Но лишь при наблюдении взрослых пациентов, а как же музыка влияет на детскую психику, на психологическое и эмоциональное состояние малышей?

Первопроходцем в этих исследованиях среди российских учёных стал выдающийся психоневролог В. М. Бехтерев. Ещё в начале XX столетия он заметил, что прослушивание колыбельных песенок и классических произведений благотворно сказывается на поведении его маленьких пациентов. Это же замечали и известные музыкальные педагоги: Д. Кабалевский, Г. Нейгауз, А. Артоболевская – музыка не только развивает детей, но и оздоравливает их. Но это были только визуальные наблюдения, ничем не обоснованные. Учёным понадобились годы и десятилетия, чтобы собрать весомую доказательную базу: как музыка влияет на детскую психику и почему это происходит…

Впервые научное обоснование метода музыкотерапии было представлено учеными лаборатории цитохимии Института педиатрии РАМН. Цитохимия — это такая наука, которая изучает распределение и содержание внутри клетки химические соединения, динамику их превращений в процессах жизнедеятельности (в т. ч. при патологии). Спросите: при чём тут цитохимия и младенцы? Дело в том, что процессы, происходящие в коре головного мозга у здоровых деток и недоношенных, несколько отличаются. И вот  заведующий лабораторией цитохимии, профессор Р. П. Нарциссов заметил, что младенцы из отделения недоношенных, которые находились под наблюдением специалистов лаборатории, стали более спокойно себя вести. А всё оттого, что в лаборатории часто звучала классическая музыка (она и учёных настраивала на более продуктивную работу, легче думалось). И что же выяснилось в ходе наблюдений?

У детей, страдающих от недостатка кислорода во время внутриутробного развития, будь они доношенными или недоношенными, как правило, активность ферментов клетки снижена. После того, как новорожденным ставили классическую музыку, активность ферментов клетки у них повышалась. Это показал цитохимический анализ. По окончании эксперимента у младенцев измеряли пульс, ритм дыхания, артериальное давление и всюду видели мягкую стимулирующую реакцию, которая потом плавно снижалась. Именно так выглядит классическая адаптация организма: человек просто приспосабливается к окружающей среде и начинает чувствовать себя лучше.

Тогда учёные стали задаваться вопросом: возможно, дети будут благоприятно реагировать на любой звуковой раздражитель? Что если дать им послушать тиканье будильника, стук метронома или просто размеренно разговаривать с ними, например, прочесть им «Евгения Онегина»? Ведь в этих звуках тоже есть и свой ритм, и своя гармония. Но цитохимический анализ показал, что в клетках идет угнетение ферментов. Хотя внешне новорожденные вели себя вполне сносно: успокаивались и даже засыпали. Исследования показали, что «рваный» ритм звучания (например, рок-музыка с ярко выраженным пульсирующим ритмом) очень вреден для неокрепших детских организмов.

При выписке из стационара родителям маленьких пациентов было рекомендовано добавить к прописанному курсу лечения и музыкотерапию. Мамы и папы по-разному отнеслись к этой рекомендации: кто-то прислушался, а кто-то и забыл об этом через минуту. Когда же через год все эти дети прошли повторное обследование в лаборатории цитохимии, выяснилось, что детки, которым регулярно ставили классическую музыку, лучше справились с невралгическими нарушениями, нежели те, чьи родители не прислушались к советам учёных. Так появились научно доказанные факты.

Но учёные мужи на этом не остановились. Они продолжили свои исследования. Теперь их заинтересовал вопрос: а какую конкретно музыку должны слушать младенцы, ведь даже среди классических произведений есть разнообразие жанров. И через годы работы нашли ответы на свои вопросы. Вот теперь от истории вопроса перейдём к конкретным рекомендациям.

Если ваш ребёнок чересчур возбудим, часто беспокойно себя ведёт, ему показаны  мелодии в темпе анданте, адажио, то есть медленном. Такими бывают обычно вторые части классических сонат и инструментальных концертов. Если перейти от терминов к конкретике, то вашего шустрика успокоят такие произведения, как «Зима» из «Времен года» Вивальди, дуэт Лизы и Полины из оперы Чайковского «Пиковая дама», II часть «Маленькой ночной серенады» Моцарта, а также простые колыбельные песни.

Кстати, врачи доказали, что мелодия со словами влияет на малышей сильнее, чем мелодия без слов, а живое пение – сильнее записанного на диск или кассету инструментального исполнения. Вот почему всем беременным мамам рекомендуют петь песенки своему будущему ребёночку. И не важно, на каком языке будет исполнена песня, зарождающийся человечек её прекрасно слышит.

Если у вашего ребёнка наблюдается синдром угнетения, он плохо, неактивно сосёт или у него есть проблемы с ритмичностью дыхания, попробуйте дать ему послушать произведения в темпе аллегро и аллегро модерато Шуберта, Моцарта, Гайдна, «Весну» из «Времен года» Вивальди, вальсы из балетов Чайковского, «На тройке» из его «Времен года», а также маршевые мелодии.

Сеансы музыкотерапии положительно сказываются и на здоровых, нормально развивающихся малышах. Ведь и их иногда надо успокоить или, наоборот, взбодрить. Этому может помочь расслабляющая или подбадривающая музыка. Сегодня родителям предоставляется огромная возможность выбора. Можно подобрать любую музыку, с аранжировкой или без неё, на носителе, который вас устраивает. Есть записи классической музыки на фоне звуков природы – звуков леса или ручья, шума прибоя … Диски так и называются: «Малыш у реки», «Малыш у моря», «Малыш в лесу», …В любом случае, вы будете выступать в роли исследователя, потому как будете наблюдать — как, каким образом ваше чадо реагирует на ту или иную музыку, песню.

Слушайте музыку вместе с ребёнком, ведь и родителям необходим отдых, тем более на клеточном уровне)))

Важно!

Кому музыкотерапия противопоказана:

  • Деткам, которые перенесли отит, или в данный момент имеют это заболевание.
  • Малышам, у которых наблюдаются частые случаи резкого нарастания внутричерепного давления.
  • Младенцам, имеющим склонность к судорогам.
  • Детям в тяжелом состоянии, которое сопровождается интоксикацией организма.

И еще одно предостережение:

Ни при каком условии не разрешайте маленьким детям слушать музыку через наушники. Природой так устроено, что наши уши лучше воспринимают рассеянный звук. В наушниках звук приобретает направленность и может нанести незрелому детскому мозгу акустическую травму.

По материалам газеты «Труд»

Рейтинг: 0 Голосов: 0 1720 просмотров
Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

Добавить комментарий